Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…» Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
По состоянию на 01.09.2023 г. МОУ детский сад № 5 «Олимпия» посещают дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Приказом назначены педагоги ответственные за организацию работы с инвалидами. Педагоги МОУ прошли курсы повышения квалификации по работе с детьми ОВЗ, а также курсы по оказанию технической помощи в сопровождении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В 2023-2024 учебном году в МОУ детский сад № 5 «Олимпия» функционируют 3 группы компенсирующей направленности: 2 группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и 1 группа для детей с задержкой психического развития (ЗПР), для которых созданы специальные условия обучения: разработаны адаптированные образовательные программы, в соответствии с ФАОП и ФГОС ДО:
Адаптированная образовательная программа (ТНР)
Адаптированная образовательная программа (ЗПР)
На каждого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут.
В МОУ детский сад № 5 «Олимпия» разработан Паспорт доступности объекта социальной структуры (ОСИ) МОУ детский сад № 5 «Олимпия» (Посмотреть)
Потребность введения в штат сурдопереводчика, тьютора отсутствует. Дистанционное обучение и обучение на дому не проводится по причине отсутствия потребности.
Письмо «Об оказании содействия в установке дорожного знака»
Нормативные акты международного и федерального значения
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»
Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
Специально оборудованные учебные кабинеты: имеется кабинет учителя-логопеда и педагога — психолога; кабинет педагога-дефектолога.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Метеоплощадка — это специальный участок на территории МОУ, на котором установлено метеорологическое оборудование для прогнозирования погоды. Метеоплощадка позволяет ознакомить детей с основными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов.
Библиотека (в том числе доступные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ): МОУ не имеет своей библиотеки. Для пользователей с ограниченными возможностями здоровья организован доступ к библиотечному фонду Учреждения через систему буккроссинг. В фойе детского сада оборудовано открытое образовательное пространство «Буккроссинг — холл» с полками для детской литературы по различным жанрам: сказки, рассказы, стихи, загадки. С целью обеспечения образовательными ресурсами лиц с ограниченными возможностями здоровья разработана программа, содержание которой направлено на вовлечение воспитанников, педагогического и родительского сообществ в процесс обмена книгами, на укрепление интереса к познанию окружающего мира через чтение литературы, на повышение интереса к чтению и потреблению информации. Данный формат способствует тому, что дети с ОВЗ учатся грамотно строить свою речь, четко произносить текст, понимать принципы работы с литературным произведением и уметь находить подтекст произведения.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: — спортивный зал, бассейн частично приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — не имеются
Обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации:
В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МОУ детский сад № 5 «Олимпия» разработан Паспорт доступности, согласно которому объект признан доступным для всех категорий инвалидов.
Территория МОУ детский сад № 5 «Олимпия» соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных детей и родителей, обеспечен доступ к зданиям и сооружениям.
В МОУ организована доступность предоставляемых образовательных услуг для детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
- Главный вход на территорию детского сада оборудован кнопкой вызова персонала на доступной высоте
- Вход в здание оборудован кнопкой вызова персонала для оказания помощи посетителям
- Главный вход в здание ДОУ имеет безбарьерный въезд, на входе имеется пандус для инвалидов-колясочников
- Ширина дверных проемов (ширина дверного проема 900мм, ширина полотна 800 мм, ширина дверного просвета 790 мм) входа в детский сад достаточна для свободного входа инвалидов-колясочников. Имеется знак доступности
- На всех дверях основного здания и внутри имеются маркеры для слабовидящих, в том числе контрастно маркированы дверные проемы
- Имеются выделенные стоянки для автотранспортных средств инвалидов
- Имеются специально оборудованное санитарно-гигиеническое помещение
- Имеется вывеска со шрифтом Брайля на контрастном фоне
Специальные условия питания
Согласно контракта по питанию предусмотрено меню для аллергиков
Специальные условия охраны здоровья:
Специальные условия охраны здоровья детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в детском саду № 5 «Олимпия» осуществляются работниками ГУЗ «Клиническая поликлиника № 28» на основании Договора на оказание медицинских услуг.
Учитывая проблему охраны здоровья детей и требования, предъявляемые к учебным занятиям в отношении учебно-воспитательного процесса, образовательный процесс в ДОУ построен так, чтобы дети не были перегружены занятиями. Об этом свидетельствует режим работы групп, учебный план, расписание занятий, организация образовательного процесса в соответствии с нормами СанПиН. Соблюдаются все гигиенические требования к условиям обучения и воспитания детей, предназначенные для предотвращения неблагоприятного воздействия на организм воспитанников перегрузок, в том числе и при организации учебно-воспитательного процесса. Продолжена работа по рационализации организации учебного процесса: оздоровительные режимные моменты в организации занятий; исключение факторов, негативно влияющих на здоровье детей; составление расписания непосредственно образовательной деятельности, предусматривающее чередование образовательных областей с высоким баллом по шкале трудности с областями, которые способствуют частичной релаксации воспитанников. Проводится анализ состояния здоровья воспитанников, регулярно оформляются статистические отчеты о состоянии их здоровья. В период повышенной заболеваемости (межсезонье) ОРВИ и гриппом проводится (по согласованию со службами поликлиники и сан.эпидем. службы ) комплекс специальных профилактических мероприятий: проф.прививки от гриппа; соблюдение санитарно-гигиенического режима; фитоциндо- терапия (лук, чеснок). В системе проводятся как традиционные (зарядки, прогулки на свежем воздухе, физ. минутки), так и нетрадиционные формы оздоровления детей: полоскание горла; точечный массаж; дыхательная гимнастика; гимнастика после дневного сна; воздушные ванны; ходьба по массажным коврикам; гимнастика для глаз. По графику были проводятся профосмотры детей врачами-специалистами. Дети с выявленной патологией направляются на дальнейшее лечение.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для достижения полноты и качества использования, научных и практических знаний в образовательной деятельности дошкольного учреждения создана эффективная система информационного обеспечения. Основной целью информатизации МОУ детский сад № 5 «Олимпия» является создание единого информационно — образовательного пространства, которое включает в себя совокупность технических, программных и методических средств, позволяющих применять в образовательном учреждении современные информационные и коммуникационные технологии и осуществлять сбор, хранение и обработку данных систем образования. Ресурсная среда используется в образовательном и воспитательном процессах, специалистами, воспитателями и в управлении образовательным процессом. Единое информационно-образовательное пространство, которое включает в себя совокупность технических, программных и методических средств, позволяющих применять в образовательной организации современные и коммуникативные технологии и осуществлять сбор, хранение и обработку данных системы образования, осуществляет поддержку образовательного процесса и автоматизацию управленческой деятельности, обеспечивает повышение качества образования через активное внедрение информационных технологий. Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. . Имеющиеся в детском саду компьютеры, принтеры, мультимедиа являются мощными техническими средствами обучения, средствами коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих
Электронные образовательные ресурсы, рекомендуемые для воспитанников (в том числе доступные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ):
Для управления образовательным процессом и расширения возможности информирования социума в дошкольном учреждении созданы собственные информационные ресурсы: сайт, электронная почта. Обеспечен устойчивый выход в Интернет с 2-х компьютеров, Wi-Fi. Скорость Интернета — 1 МБ/сек. Определен перечень информационных электронных образовательных ресурсов для использования в работе педагогов. На компьютеры, имеющие доступ выхода в сеть Интернет установлены фильтры «ИНТЕРНЕТ-ЦЕНЗОР», с целью предотвращения нецелевого использования ресурсов сети. Ресурсная среда используется в образовательном и воспитательном процессах специалистами, воспитателями и администрацией МОУ. Единое информационно-образовательное пространство осуществляет поддержку образовательного процесса и автоматизацию управленческой деятельности, обеспечивает повышение качества образования через активное применение информационных технологий. Основными участниками и пользователями единого информационно-образовательного пространства являются: педагоги, администрация, обучающиеся и их родители. Определен перечень информационных электронных образовательных ресурсов для использования в работе педагогов. Педагоги имеют возможность выхода в сеть Intertnet для поиска информации при подготовке к занятиям, с целью обмена опытом работы, повышения квалификации, дистанционного участия в вебинарах, конкурсных программах.
http://children.kulichki.net – дети на куличках, игры он-лайн, уроки музыки
http://www.bibicall.ru – ещё один детский сайт, уход, игры, сказки, массаж для малышей
http://www.deti.ru – детский сайт, обучение, воспитание, он-лайн игры, здоровье, питание
http://www.kudesniki.ru/gallery – дети в Интернете, графика, рисунки, перлы, стихи
http://chebur.polyn.kiae.su/first_1.html – сайт про Чебурашку, книжки, картинки и песенки из мультфильма.
http://rukh.hole.ru:8080/games – не скучай, игры для детей
http://www.cofe.ru/read-ka – «Почитай-ка», детский сказочный журнал
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования — не имеются
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат — не предусмотрено
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — не предусмотрено